Процесс стандартизации
Процесс стандартизации — это естественный процесс, попытка ребенка создать правила и цорядок, обнаружить паттерны, которые могут управлять его пониманием и поведением. Подобно тому как 3-летний англоговорящий ребенок «открывает» правило добавления окончания для образования прошедшего времени глагола и затем распространяет это правило на все глаголы, ребенок в 6 или 7 лет «открывает» правила, по которым живут мальчики и девочки, мужчины и женщины, «мы» и «они», и обобщает эти правила.
Фактически, большинство детей этого возраста полагают, что половые различия определяются скорее природой, а не воспитанием. К 9 годам они понимают, что по крайней мере некоторые различия в поведении мальчиков и девочек не врожденные, а появляются в результате обучения или опыт Ребенку показывают силуэты мужчины и женщины и рассказывают историю: «Один из этих людей очень эмоционален. Он плачет, когда происходит что-то плохое, а также тогда, когда происходит что-нибудь хорошее. Кто из них этот эмоциональный человек?» или «Один из этих людей всегда командует людьми и вступает в борьбу. Кто из них любит сражаться?» Отвечая на вопрос об агрессии, 90% учащихся 3-го класса в Соединенных Штатах указывают на мужскую фигуру; отвечая на вопрос об эмоциональности, 79% третьеклассников указывают на женскую фигуру. Четвероклассники дают стереотипный ответ на оба вопроса в 100% случаев. Являются ли эти стереотипы уникальными для культуры Соединенных Штатов или нечто похожее существует в каждой культуре? Удивительное кросс-культурное исследование Д жона Уильямса и Деборы Бест поможет нам ответить на этот вопрос. Исследователи задавали те же самые вопросы 5-летним и 8-летним детям в 24 странах, в случае необходимости—с переводом. В исследовании принимали участие представители стран каждого континента с различными уровнями индустриализации.
В одних странах дети усваивают половые стереотипы в очень раннем возрасте, в других — в более позднем. Так, дети, живущие в Пакистане и Новой Зеландии, обладают очень четкими стереотипами уже в 5-летнем возрасте, тогда как дети, живущие в Бразилии и Франции, в 5 лет дают гораздо меньше стандартных ответов, но в 8 лет показатели выравниваются; подобная же картина наблюдается среди афроамериканских детей. В некоторых странах половые стереотипы насыщены уникальным содержанием. Например, дети, живущие в Германии, считают, что «смелость», «уверенность», «активность» и «упорство» — это женские качества, хотя в других культурах эти качества считаются чисто мужскими. Пакистанские дети приписывают «эмоциональность» мужчинам; японские дети не приписывают «независимость» и «суровость» ни одному из полов. Но эти особенности являются вариациями от общей основы. Во всех 24 странах 8-летние дети выбирают мужскую фигуру как героя тех историй, где фигурируют агрессия, сила, жестокость, грубость и шумное поведение, и женскую фигуру как героя историй о слабости. В 23 странах 8-летние дети также выбирают женщину на роль мягкого, благодарного и добросердечного героя. Таким образом, несомненно, в каждой культуре существуют четкие полоролевые стереотипы, более того, содержание этих стереотипов во многом одинаково. Другая интересная особенность формирования стереотипов заключается в том, что мужской стереотип и полоролевая концепция, по-видимому, формируются немного раньше и являются более сильными, чем женский стереотип и полоролевая концепция, и этот факт отмечается практически во всех изученных странах. Многие дети сходятся в своих представлениях о том, кем являются мужчины или какими они должны быть, но порой расходятся в своих представлениях об особенностях женщин. Это может произойти из-за того, что дети имеют непосредственный опыт взаимодействия с женщинами, играющими несколько значимых ролей (например, мать и учитель), тогда как опыт взаимодействия с мужчинами ограничивается преимущественно ролью отца.
0 комментариев